Сейчас читаю книжку по истории изобразительного искусства и рассматриваю картину представителя французского рмантизма Теодора Жерико (Théodore Géricault) "Плот "Медузы". Картина вызывает восхищение и трепет - и как это обычно со мной бывает, ищу информацию о заинтересовавшем произведении (оказалось, что есть хорошая статья на английском в Википедии).
Итак, написанная в 1818-1819 годах, то есть во время реставрации во Франции, время, описанное Оноре де Бальзаком ("де" у которого не совсем настоящще, кстати) в его человеческой комедии, эта картина отображает действительно произошедшую трагедию. Что это было?
В 1816 году заполненный под самые борта фрегат "Медуза" шел из Рошфора (Франция) в Сент-Луи (Сенегал), управляемый капитаном, едва имевшим 20 лет морского стажа (как по мне - немало, но историки твердят обратное), назначенным по протекции. Фрегат исполнял дипломатическую миссию и в числе своих пассажиров вез французкого губернатора Сенегала с супругой.
Хотя "Медуза" имела корабли сопровождения, капитан, очевидно стараясь добраться до места назначения как можно быстрее, ввиду быстроходности судна оторвался от них, но в то же время отклонился от курса на 161 км. 2 июля "Медуза" села на мель недалеко от границ современной Мавритании. Снять корабль с мели не удалось, поэтому было принято решение добираться до берега (97 км) на шлюпках. Однако, оказалось, что на борту находится 400 человек (в том числе 160 человек команды), а мест в шлюпках - только 250 (помнили бы об этом случае владельцы "Титаника"!) - поэтому 149 человек было погружено на наскоро сбитый плот. 17 человек экипажа осталось на корабле. Плот был привязан к шлюпкам и был ими буксирован, но уже через несколько километров пути сидящие в шлюпках отбросили канаты, и плот оказался целиком во власти океана. На плоту оставалось два бочонка воды (были потеряны в разгоревшейся за воду драке), несколько бочонков вина и сумка корабельных галет (съедены в первый день).
Плот дрейфовал в течение 12 дней - на 13 (тоже мистика?) на него случайно наткнулся фрегат "Аргус". Подчеркну - случайно: французское правительство не предприняло мер по розыску потерпевших. К этому моменту в живых на плоту оставалось всего 15 человек. Прочие были убиты (включая каннибализм), выброшены за борт, умерли от голода и жажды, или сами бросились в море от боли и отчаяния (помните, что все это происходит в тропических широтах под палящим солнцем).
Чтобы передать трагедию как можно более детально, автор картины встречался с оставшимися в живых и сохранившими рассудок доктором Анри Савиньи, инженером Александром Корреаром, плотником Лавилье, делал зарисовки умирающих в больницах. Размер полотна составил 4.91 м × 7.16 м, фигуры людей на нем изображены в полный рост.
Картина была показана публике в Парижском Салоне в 1919 году и вызвала скандал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий